EuroShop 2020 – Брендинговое агентство Weavers Brand Consultancy
EuroShop в Дюссельдорфе проходит не часто: раз в три года, и каждый раз это наглядная демонстрация трендов, новых находок, идей и вообще вектора развития ритейла

Василий Омелье
Креативный директор, партнер

  • 24.03.2020

EuroShop 2020

Выставке EuroShop 2020 в Дюссельдорфе в этом году крупно повезло. Причем в тот момент, когда она проходила, мы еще не знали, насколько крупно нам повезло встретиться снова на этой, без преувеличения, важнейшей выставке, посвященной ритейлу.

EuroShop в Дюссельдорфе проходит не часто: раз в три года, и каждый раз это наглядная демонстрация трендов, новых находок, идей и вообще вектора развития ритейла. И все это собрано в едином, хотя и огромном, пространстве. Пришлось прошагать больше 15 километров по нескончаемым залам выставки, чтобы попытаться успеть воспользоваться теми возможностями, которые выставка предоставляет.

WBC EuroShop Blog copy

Мы на выставке уже не первый раз, поэтому точно знали, что хотим увидеть и узнать. Конечно, важным и интересным является невероятная возможность пощупать новые технологии и материалы для текущих проектов, пообщаться с производителями и коллегами. В этом году, кстати, на выставке было огромное количество русскоязычных участников: как экспонентов, так и посетителей. Наш технический директор не преминул воспользоваться такой концентрацией поставщиков и обсудить рабочие моменты прямо на выставке.

Вторая важнейшая возможность, которую предоставляет выставка, это возможность увидеть и сформировать понимание того, что ждет и чем будет жить ритейл ближайшие годы.

Сложно игнорировать теперь фактор форс-мажора, в который поставил весь мир коронавирус, но, забегая вперед, могу сказать, что идеи и тренды, которые мы вынесли с выставки, без преувеличения помогут нам пережить эту непростую ситуацию и, что важно, выйти из нее.

Итак, первое, что бросилось в глаза после первой, сквозной пробежки по залам выставки — это заметное снижение интереса к технологиям и материалам, связанными с продажей одежды и специализированных магазинов гаджетов. Предсказуемое явление, связанное с уходом большого количества покупателей этих сегментов в онлайн. Три года назад на выставке были представлены огромные стенды производителей полочного оборудования для магазинов промтоваров, бесконечные варианты систем подсветки одежды и гаджетов, целый павильон был заполнен только манекенами! Огромные залы были посвящены технологиям обмера для омниканальных продаж одежды и создания уникального покупательского опыта в этих магазинах и их совмещением с онлайном. В этом году представители этих сегментов были представлены, мягко говоря, скромно.

Передовые технологические  решения были представлены скорее в сегменте продуктовых магазинов и супермаркетов. Тут явно идет поиск новых моделей взаимодействия с потребителями и именно в этом направлении были представлены очень крутые технологические новинки и решения.

WBC EuroShop Blog copy

Скажем, к автоматическим кассам мы уже привыкли, но в этом году на выставке был представлен абсолютно новый уровень автоматизации и интеллектуальных решений. Например, заметным интересом пользовался стенд компании, разрабатывающей интеллектуальные системы для магазинов с использованием «умных тележек». Суть технологии в том, что вы заходите в магазин, берете тележку и авторизируетесь через приложение, передвигаетесь по магазину с умной тележкой, набирая в нее все, что необходимо, включая развесную продукцию, те же весовые овощи или фрукты. Тележка сама контролирует количество покупок, в том числе взвешивает и определяет стоимость выбранных товаров, высвечивая список и сумму на экран. Выходя из магазина, вы забираете сами покупки из тележки и сумма автоматически списывается со счета через приложение. Согласитесь, в наше время интернет покупок с заметным желанием минимизации общения с кассирами при ежедневных покупках — интересное решение!

Впрочем, на выставке были представлены и еще более технологичные системы полностью автоматических магазинов, основанных на технологиях распознавания лиц. Наибольшую гордость разработчиков на таких стендах вызывали именно технологии определения и расчета продуктов, которые продаются на развес. В любом случае, суть всех разработок направлена на создание возможности абсолютно самостоятельного взаимодействия покупателя с ассортиментом, а также бесконтактного или полностью автоматического расчета за сделанные покупки. Как в интернет-магазине, но в реальном пространстве и с реальным товаром, который можно увидеть, взять в руки, оценить и принять решение о покупке не по виртуальному изображению.

WBC EuroShop Blog copy

Вообще, наиболее заметным трендом выставки этого года и ее главным героем стала еда. Если в связи с уходом большого количества покупателей в онлайн мы видим снижение интереса к ритейлу промтоваров, то растет интерес к тем сегментам ритейла, в которых покупателям труднее воспользоваться схемой покупки онлайн, а это и есть свежие, ароматные и аппетитные продукты.

Конечно, можно услышать много возражений на тему того, что еду также заказывают онлайн, однако для многих покупка именно свежих продуктов является несомненным драйвером для похода в магазин или на рынок. Покупателям важно увидеть свежесть мяса или зелени, прежде чем принять решение о покупке. Поэтому именно технологии и оборудование, связанные с продуктовым ритейлом, преобладали в качестве экспонентов в этом году и именно на них были сконцентрировано наибольшее количество посетителей.

WBC EuroShop Blog copy

Новый термин, который повсеместно присутствовал в павильоне «Свет», — Food Light. У большинства экспонентов в этом году были представлены технологии как сделать еду максимально вкусной за счет правильной подсветки. Системы подсветки еды демонстрировались и раньше, однако на выставке этого года количество решений и их технологическая проработка были представлены на качественно новом уровне.

WBC EuroShop Blog copy

Производители такого утилитарного оборудования как холодильные витрины в этом году были представлены огромным количеством визуально привлекательных решений. Ведь в мире продуктового ритейла холодильное оборудование является важнейшим элементом оформления пространства и внешний вид таких витрин во многом определяет впечатление от магазина и сети в целом.

WBC EuroShop Blog copy

Сложно было не заметить активный интерес к новому формату фудкортов и рынков, который развивается повсеместно. На предыдущих выставках этот сегмент вообще не был представлен, а в этот раз были показаны решения для popup модулей для торговли на рынках, а также большое количество решений для приготовления еды в открытой для покупателей зоне. Этим технологиям был посвящен целый павильон, которого также раньше не было на выставках EuroShop.

WBC EuroShop Blog copy

Помимо столь активного развития продуктового ритейла, мы отметили для себя еще несколько трендов, в немалой степени касающихся оформления ритейл-пространств. Один из них — заметное повышение интереса к материалам и технологиям, использующим натуральные материалы или их имитацию.

WBC EuroShop Blog copy

Практически все производители оборудования и материалов для оформления магазинов продемонстрировали свои решения в контексте тренда на натуральные материалы. При этом натуральные материалы и их имитации не отменяют возможности их совмещения с современными технологическими решениями, в том числе и digital.

WBC EuroShop Blog copy

Целые компании специализируются на разработках элементов оформления и оборудования магазинов  из натуральных материалов. Даже классическое торговое оборудование переосмысливается в соответствии с этим трендом.

WBC EuroShop Blog copy

Визуальный мерчандайзинг в тренде sustainability. Кстати, направление визуального мерчандайзинга в этом году было представлено крайне компактно, буквально несколько стендов, в отличие от прошлой выставки, где одним только манекенам был посвящен целый павильон.

WBC EuroShop Blog copy

Натуральные материалы присутствовали фактически во всех сегментах торгового оборудования, в том числе и холодильного. Отличный пример дизайна холодильной витрины с использованием дерева и LED-подсветки!

WBC EuroShop Blog copy

Для нашего непростого времени, которое несомненно подтолкнет развитие интернет-торговли, большое количество интересных решений было представлено в области системы доставки товаров. Системы постоматов все больше совершенствуются. Все более логичной становится идея размещать постоматы в подъездах жилых домой, как почтовые ящики. Сами аппараты выдачи интернет-покупок становятся все более совершенными, например, активно идет разработка систем, поддерживающих определённую температуру в ячейках, что важно с точки зрения доставки скоропортящихся товаров. На этом фоне особенно круто выглядел концепт роботизированного доставщика (привет автолавкам из 70-х), состоящего из основного «постомата на колесах» и модуля-доставщика «до двери», который способен доставлять интернет-покупки в любую точку.

WBC EuroShop Blog copy

И напоследок несколько слов о той части выставки, где представлены наши коллеги, разработчики ритейл-пространств, дизайнерские и брендинговые компании.

В этот раз они были представлены в непривычном формате design-village, в рамках которого большинство стендов были очень компактными и типовыми по архитектуре — такие мини-павильончики с треугольными «крышами». Удивительным образом это касалось и тех, кто был компактно представлен в прошлые выставки и тех, кто еще три года назад был представлен огромными стендами в 200 кв.м. В этот раз больших стендов было минимум и все они принадлежали агентствам, активно работающим именно в food-ритейле.

WBC EuroShop Blog copy

В качестве резюме, пожалуй, повторю те выводы, которые я анонсировал в начале поста. EuroShop 2020 наглядно показал серьезный сдвиг в магазиностроении. В интернет уходит все больше и больше категорий товаров (в первую очередь это промтовары) и ритейл пространства для них останутся в виде шоу-румов с большим количеством развлекательных фишек, заточенных не столько на непосредственную продажу, сколько на ознакомление с ассортиментом, возможности интересно провести время в магазине и повзаимодействовать с брендом. Сама покупка уходит в онлайн.

Сегодня в открываются новые возможности для создания моделей взаимодействия с покупателем в ритейл-пространствах — это продажа тех категорий товаров, которые сложно или некомфортно покупать в интернете — и выставка продемонстрировала , что на данный момент это в первую очередь это еда и свежие продукты и все, что с ними связано.